Геополитическая конфронтация России и некоторых стран Запада из-за ситуации на Украине набирает обороты — отношения между Москвой с одной стороны и Евросоюзом и США с другой серьезно ухудшились. И это очень быстро отразилось на глобальном рынке энергоресурсов, причем, чтобы решить геополитические проблемы, главы многих европейских стран полны решимости задвинуть куда подальше «экономическую составляющую» и, как говорится, из кожи лезут, настаивая на весьма странных способах давления на Россию.
«Европоамериканских» инициатив, с помощью которых якобы можно надавить на РФ, несколько. Правда, практически все они очень далеки от реалий глобального энергетического рынка.
Рассмотрим в данном контексте вопрос сжиженного природного газа (СПГ).
Действительно, в США находятся весьма приличные объемы сланцевого газа. Сегодня они стали настолько большими, что США решили его экспортировать. Тем не менее, существует немало проблем, о которых американские власти, возможно, пока особенно не задумываются – или делают вид, что не задумываются. Очевидная проблема, которая буквально лежит на поверхности, — это то, что в США все еще не создана соответствующая инфраструктура, которая необходима для транспортировки СПГ. Единственный способ доставить свой газ в Европу – это морской путь. Но у США нет таких транспортных мощностей, чтобы адекватно заменить газ, предлагаемый, например, «Газпромом». Да и цена поставок при транспортировке через океан существенно возрастает.
Впрочем, многие американские компании, особенно и не торопятся терять выручку из-за политических «бзыков» Белого дома, ведь в Азии газ стоит дороже, чем в Европе. А Япония, например, традиционно покупает природный газ по ценам, которые выше, чем в европейских странах.
Допустим, в США со временем построят нескольких терминалов СПГ, но пока только Sabine Pass Cheniere Energy получила лицензию на экспорт «голубого топлива» в страны Европы. Азия стала тем местом, где постоянно увеличивается спрос на газ. Хочет, чтобы ей «поддали газку» и Япония, которая после катастрофы на АЭС в Фукусиме три года назад объявила о «замораживании» своей атомной энергетики. Пусть в Японии уже немного пришли в себя после тех событий, и уже раздаются голоса, что все нужно вернуть в прежнее русло, но пока – факт остается фактом: Страна Восходящего Солнца стала потреблять больше газа и является крупнейшим мировым импортером СПГ.
Поэтому серьезно говорить о том, что США не ставят политическое словоблудие над политическим, не приходится. И в Европе это прекрасно понимают, хотя из всей этой истории и пытаются получить свои политические дивиденды, порой, правда, буквально прогуливаясь по лезвию ножа.
Не секрет, что строительство СПГ –терминалов – мероприятие не только достаточно затратное, но и занимает немало времени. В Европе СПГ-терминалы не растут, как грибы после дождя – они есть далеко не во всех странах. В Германии, в частности, их вообще нет – несмотря на то, что, скажем, в Бельгии и Нидерландах они уже работают. Если, конечно, как говорится, прижмет, то немцы, разумеется, их построят, но даже для крупнейшей в Европе экономики переход на сжиженный природный газ окажется очень дорогим удовольствием. И зачем, спрашивается, отказываться от «газа из трубы», когда все работает с экономической точки зрения как часы? Немцы – очень рациональные в этом смысле люди, а немецкий бизнес считается самым мощным в Европе потому, что очень хорошо просчитывает все финансовые риски, не пускаясь в разного рода авантюры. И должно случиться что-то из рук вон выходящее, чтобы заставить немцев работать себе в убыток, ведь экономическая выгода от перехода от трубопроводного газа, который поставляется «Газпром», к сжиженному весьма сомнительна.
Согласно данным Oxford Institute for Energy Studies, разница в стоимости между СПГ и трубопроводным газом составляет 3-4 доллара за 1 млн британских термических единиц — это приблизительно эквивалентно 27,93 кубометров природного газа. Получается, что цена за тысячу кубометров газа различается более чем на 140 долларов — причем не в пользу СПГ. Учитываем также и географический фактор – разброс цен в странах, где продается СПГ, достаточно велик. Средняя цена газа для Германии в прошлом году, если верить статистическим данным, составляла примерно 380-390 долларов за тысячу кубометров, а для Японии стоимость СПГ за указанный период оказалась выше на 200 долларов – порядка 580 долларов за тысячу кубометров.
Поэтому очень слабо верится, что цены на газ в ближайшее время выровняются и станут примерно одинаковы для всех потребителей, как, например, это предлагают сделать в Европе – в этом направлении особая инициатива принадлежит Польше. В этом случае экспортеры СПГ получат огромные убытки. А это представить достаточно трудно, когда они сознательно станут лишать себя прибыли. Скорее они Европу «подтянут» к «приемлемым» ценам.
Сценарий по-Туску
Действительно, премьер Польши Дональд Туск уже давно носится со своей идеей «энергетического союза». По утверждению польского политика, это бы позволило Еврокомиссии (ЕК) вести газовые переговоры с экспортерами энергоресурсов в «едином порыве» — то есть, от лица всех стран, входящих в Евросоюз. Главная идея Туска — снять «с шеи Европы энергетическую удавку России».
Но предложение польского премьера фактически означает, что страны Европы должны вернуться в 1970-е годы, когда существовало правило, по которому некоторые европейские страны устанавливали единую цену на газ. В принципе, ничего нового и революционного в идеи Туска нет. Но с тех пор ситуация изменилась. А как же пламенные речи о либерализации энергетического рынка, в которых Европа буквально тонула в последние десятилетия? Они ведь добились своего – либерализация уже наступила. Но ведь эта идея находится в прямом противоречии с созданием «европейской газовой монополии».
А как насчет того, что эта система приведет к росту дисбалансов в экономике Евросоюза? Ведь в очередной раз может возникнет ситуация, когда некоторые страны просто вынуждены будут соглашается на невыгодные для себя цены на газ ради интересов других стран ЕС. Это станет еще одним шагом к дестабилизации отношений, которые уже существуют в ЕС. Получается прямо-таки по российскому баснописцу Крылову: когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет… Тем более, что сейчас в Европе набирают силу так называемые евроскептики – чтобы их не дразнить, эту идею вообще могут задвинуть куда подальше.
Россия – зло?
Вот уже несколько месяцев в воздухе Евросоюза, куда стремительными потоками перемещаются вредоносные выхлопы из-за океана, витает мысль о жестких санкциях против энергосектора России. Это достаточно широкий список мер, с помощью которых Европа хочет «обуздать политические интересы России». Некоторые из них, несомненно, достаточно сильно ударят по экономике РФ, другие — вряд ли. Но ведь любые санкции бумерангом возвращаются?
Сегодня здравомыслящие европейские политики и бизнесмены хорошо понимают, что ввести полномасштабное эмбарго на российские углеводороды, на котором настаивает Вашингтон, не получится – и не только потому, что Европа так уж сильно зависит от нефти и газа из России.
Да, Иран, Ливия, Ирак, Судан и некоторые другие экспортеры углеводородного сырья, подвергались санкциям. Сегодня Россия — самый мощный мировой энергетическим экспортер, если взять совокупный экспорт нефти и газа. Десятая часть «черного золота», добываемого в мире, приходится на Россию. А это ежедневно порядка 9 млн баррелей нефти. Примерно столько же добывает и Саудовская Аравия.
Если Россию попытаются как-то нейтрализовать на мировых рынках нефти, то это спровоцирует нефтяной кризис – цены на «черное золото» скакнут в облака. Мировая экономика, которая все еще не оправилась от кризиса, попросту превратиться в болезненного гипертоника. Рост цен на нефть будет иметь далеко идущие последствия – это понятно многим.
С другой стороны, крупнейшие потребители нефти, например, Китай и ряд других стран, явно не поддержат подобные шаги. В критической ситуации Россия может все-таки переориентировать поставки нефти и в Поднебесную – безусловно, по более низкой цене, чем сложится в мире, но она останется достаточно комфортной для экономики РФ.
Санкции против российского природного газа могут оказаться более эффективными, поскольку для поставок этого вида топлива требуются существенные затраты на инфраструктуру – трубы, СПГ-терминалы и т.д.
Но сланцевая революция в США не согреет зимой Европу, а других экспортеров газа на европейском рынке окажется явно недостаточно. Сегодня и даже в среднесрочной перспективе Европа не обладает реальными альтернативными источниками «голубого топлива», если она в угоду США откажется от поставок топлива из России. Поэтому одно дела – постоянно устрашать вводом санкций, держа Россию на «политическом крючке», а совсем другое – их реально применить. Причем совсем не факт, что введение санкций в энергосфере или, например, в банковском секторе, сделает Россию более покладистой и «пушистой», как этого хотят западные политики. Не случится ли наоборот, что в случае введения санкций у России окажутся развязанными руки, и она не будет действовать с оглядкой на Европу и США, реализуя в конце концов еще более независимую политику – особенно в политической сфере?
|