Болгария может выйти из проекта Бургас — Александруполис. Глава болгарского Минфина Симеон Данков сообщил, что страна не располагает необходимыми финансовыми ресурсами для завершения проекта.
По мнению представителя консорциума «Бургас — Александруполис», заместителя главы «Транснефти» Владимира Немцева, в случае необходимости и при согласии Софии проект могли бы профинансировать российские компании. Эксперты считают, что Болгария примерно этого и добивается, рассчитывая не вкладываться в строительство нефтепровода, но получать свою долю за прокачку нефти, пишет сегодня РБК daily. Нефтепровод Бургас — Александруполис, запуск которого намечен на конец 2011 года, должен обойти проливы Босфор и Дарданеллы и создать новый маршрут транспортировки российской и каспийской нефти из портов Черного моря до порта Бургас танкерами, а затем по нефтепроводу — в порт Александруполис (Греция). Предварительная стоимость проекта составляет около 1 млрд долл. Болгарии и Греции будет принадлежать по 24,15% акций консорциума по управлению трубопроводом, России — 51,7% бумаг, которые в равных долях поделены между оператором проекта «Транснефтью», «Газпром нефтью» и «Роснефтью». По словам Симеона Данкова, болгарское правительство может пересмотреть участие в строительстве нефтепровода Бургас — Александруполис. «Во время кризиса делаются вещи, которые в другой ситуации мы бы не сделали», — цитирует г-на Данкова Financial Times. По его словам, у страны нет финансовых ресурсов на завершение проекта. Тень над нефтепроводом повисла в середине июня. Тогда Болгария подписала соглашение по европейскому газопроводу Nabucco, и в Софии засомневались в необходимости участия в совместных с Россией энергетических проектах. На прошлой неделе эксперты партии ГЕРБ, победившей на парламентских выборах в Болгарии, заявляли, что строительство нефтепровода Бургас — Александруполис экономически необоснованно. Тогда еще будущий премьер Болгарии Бойко Борисов обратился с письмом к министру экономики и энергетики с требованием остановить все переговоры о заключении нового договора по поставкам природного газа из России в Болгарию и строительству болгарского участка газопровода «Южный поток». В заявлениях болгарских чиновников больше политики, чем экономики, сказал РБК daily представитель трубопроводного консорциума «Бургас — Александруполис», заместитель главы «Транснефти» Владимир Немцев. Болгары забывают о том, что благодаря проекту страна может получать не только отчисления в бюджет в виде налогов, но и новые рабочие места и подъем экономики, отмечает он. По словам г-на Немцева, согласно межправсоглашению, подписанному по проекту в 2007 году, каждая страна вкладывается в проект соответственно своим долям, но 80—90% средств на строительство будет взято в кредит. Сейчас готовится проектная документация, которая определит точную структуру финансирования, и до ее появления преждевременно говорить о нехватке денег, уверен топ-менеджер. Тем более что Болгарию в проекте, так же как и Россию, представляет государственная, но коммерческая компания, так что о бюджетных деньгах в любом случае речь не идет, подчеркивает г-н Немцев. Но даже если эта компания не найдет и небольшой суммы на строительство, то при согласии Софии проект могли бы профинансировать российские компании, отмечает он. Между тем для Греции, третьего участника проекта Бургас — Александруполис, он пока является приоритетным. В Министерстве развития страны заявили, что в ближайшие дни в парламент даже будет внесен законопроект, способствующий ускорению строительства трубопровода, сообщает Русская служба новостей. Скорее всего благодаря угрозам Болгария просто хочет выгодных условий, считает аналитик ИФД «Метрополь» Алексей Кокин. В идеале София предпочла бы ничего не платить за строительство, а затем получать свою долю тарифа плюс ренту за выделенный транспортный коридор. Если она откажется от проекта Бургас — Александруполис, Россия останется без довольно короткого южного экспортного коридора в обход Босфора и Дарданелл. В будущем за счет нефтепровода ожидаются значительные налоговые поступления в бюджет Болгарии, поэтому запретить строительство не в интересах страны, отмечает аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин. Не имея средств, София могла бы продать свою долю в проекте, тем более она уже рассматривала вариант продажи после пуска нефтепровода в эксплуатацию, но можно сделать это и раньше. К этой доле могут проявить интерес ТНК-ВР, Chevron и «Казмунайгаз».
|